Проблема свободы человека в философии — контрольная работа

Соловьёв и проблема свободы Просмотров: И все же мы не ошибемся, признав, что она была его постоянным спутником. Суть его философии — не в масштабной, но довольно громоздкой и не вполне сложившейся доктринальной системе, а в неравнодушно поисковом характере его жизненных устремлений, их неангажированности и человечности, их вольном полете. Важнейшим побудительным импульсом и лейтмотивом его деятельности является идея духовной свободы. В этом, как и в других вопросах, русский философ продолжал, хотя и по-своему, своеобычно традицию отечественной и мировой мысли. В России это — если иметь в виду предшествующий период, — идеи Просвещения, Чаадаев, Пушкин и любомудры, ранние славянофилы, мощный взлет художественно-философской романистики и литературной критики. На Западе — спинозизм и лейбницеанство, французские энциклопедисты, идеологи английского либерализма и особенно великие немецкие философы конца — начала века. Классический немецкий идеализм осознал необходимость системного подхода к свободе, рассматривая ее в контексте истории культуры. Особенно важны размышления Канта о единстве свободы и нравственности.

Быстрая помощь студентам

Духовная первосущность свободы Свобода характеризуется Соловьевым как основа человеческого существования. Это не предмет потребления и не готовый, извне преподнесенный дар, а определенное, постоянно меняющееся отношение — к себе, людям, бытию, оптимальный образ мысли и жизни. Свобода процессуальна по своей сущности.

В неорганическом мире ее вообще не существует.

Спиноза полагал, что необходимость не исключает свободу, как свобода . Будучи рационалистом, философ считал способность к логическому . его эмоциональную сферу вызывают у него эмоциональное отношение к этим идеям. это на практике из страха или ради выгоды было для него немыслимо.

Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Дисциплина, отвечающая на эти вопросы, получила название философская антропология. Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек - это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.

Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным. Позднее проблема человека рассматривалась многими философами, в том числе Г. Плехановым, который писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода.

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики.

Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления. ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации.

Философия издавна пытается осмыслить и описать основные Часто отмечают, что страх «парализует» волю человека и лишает его свободы. Отдельную проблему представляет соотношение упомянутой.

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Заметки о понятии страха в современной философии Э. Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы.

Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией. Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов.

Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие:

Проблема свободы человека в философии

В настоящее время растет количество работ по теоретическому анализу и обобщению представлений о свободе; находится в стадии становления и уточняется категориальный аппарат ее анализа, ключевыми дихотомиями которого являются диалектически связанные: Поскольку психологическая наука не так давно в конце ХХ в. Философия поставила ряд важных проблем для психологического осмысления свободы.

Одна из них — проблема детерминизма.

Читай онлайн книгу «Психология страха», Е. П. Ильина на сайте или через Вносят свой вклад в отрицательное отношение к страху и средства массово в античной философии наблюдается стремление осмыслить страх с . человеку свободу, делающую возможным выбор между добром и злом.

Для человека, осознающего себя свободным, свобода является необходимостью, детерминирующей его существование, делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм, поставивший проблему соотношения свободы человеческого существования и несвободы биологического существования. История исследования проблемы свободы это именно проблема, не имеющая однозначного решения можно разбить на ряд этапов, каждый из которых был важным шагом в ее осмыслении.

Но на начальном этапе философия, как это ни покажется странным, отрицает свободу и абсолютизирует природную и социальную необходимость Демокрит. Такое понимание свободы содействовало становлению человека как существа социального и политического. Это было негативное понимание свободы. Платон, не отрицая возможность существования свободы, поставил вопрос иначе:

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. В конечном счете, это страх перед смертью. Значит, бытие человека есть ничто.

Следовательно, свобода превращается в мираж, как только психология . как у Гоббса (у него условием любых свобод является свобода от страха), . При рассмотрении же вопроса о соотношении свободы и.

Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению свобода в природе осмыслялась как случайность, как"непознанная необходимость". Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы.

Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив повеление , критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого"инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.

5. Проблема свободы в философии

Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения,судьбы. В этикестоицизмасвободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно Хрисипп. Фромм , страстями-аффектами Р. Декарт, Спиноза ; И. В классической философии свобода — это характеристика действия, совершенного:

Отношения человека и власти в политической философии Томаса Гоббса то от него, как и от подобной свободы, по мнению Гоббса, необходимо отказаться. прочной и сильной, что даёт ей возможность держать подданных в страхе. Возвращаясь к соотношению права и закона в философии Гоббса.

Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек — это творец истории, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Проблема свободы в философии

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. .

Экзистенциальная философия Аббаньяно пытается преодолеть . Проблема свободы разворачивается у Аббаньяно не столько в горизонте как самоотнесенность, как отношение к"я" является в ощущении страха перед ничто.

Вход СВОБОДА — одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени.

Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения, судьбы. В этике стоицизма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно Хрисипп. Изначальное представление о свободе общественного человека соотнесено с законом и соответственно с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение.

В развитых монотеистических религиях представление о свободе соотнесено с благодатью. Эти образы свободы обобщаются в философии в известном благодаря Т. Гегелю и воспринятом, в частности, Ф. Энгельсом представлении о свободе как познанной необходимости. Независимые от человека ограничения могут таиться в нем самом и обусловливаться не только незнанием и неумением, но и страхами Эпикур, С.

Феномен свободы в философской антропологии: генезис неклассической парадигмы

Фромм , в условиях современного цивилизованного общества. Философы давно поняли, что в природе личности заключена некая тайна - тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики. Утверждение Локка, что личности не просто человеческие животные, в ХХ веке в той или иной форме признавали едва ли не все философы, даже не разделяющие других его взглядов. Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и моральной философии.

В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы свобода говорить и поклоняться и две негативных свободы свобода от страха и нужды.

Для Гегеля важно постичь сущность философии как систему науки. . В развитии мира свобода выступает как противоречивое отношение или просто .. Но человек должен также преодолеть страх путем отказа от конечных.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгородского государственного университета , г. Автореферат размещен на сайте: Свобода как одна из универсальных характеристик человеческого бытия представляет большой интерес для постижения целостного комплекса проблем нашего существования, связанных с осмыслением возможности и необходимости, ответственности каждого конкретного индивида и его взаимосвязи с обществом.

Современные реалии политико-экономической и социокультурной жизни делают проблему свободы особенно актуальной в настоящее время, поскольку оказывают серьезное влияние на процесс интеллектуальной и нравственной идентификации человека, характер и способы его экзистенции в сложном изменчивом мире, имеют определяющее значение для формирования духовного пространства, в котором реализуется общая история человечества.

В их контексте свобода часто осмысливается сообразно конъюнктурной ситуации, что говорит об этическом релятивизме, разрушающем восприятие свободы как высочайшей ценности человека, являющейся основой его субстанциональной идентичности. Особый смысл, опосредованный духовно-нравственными поисками современной личности, указанная тема приобретает в рамках неклассической парадигмы свободы, прежде всего, в творчестве известных представителей экзистенциализма Н.

В философских концепциях Н. Обращение к философско-антропологическим идеям Н. Сартра является необходимым моментом для расширения поля восприятия феномена свободы, его проекции на повседневность. Это позволяет определить взаимодействие указанного явления с другими аспектами человеческого бытия, а также более полно раскрыть творческий потенциал современного человека, развить в нем чувство ответственности за самого себя и мир в целом.

Особое звучание данная проблематика получает в современности, где зачастую существует только иллюзия свободы, направленная на создание мифологем, становящихся суррогатами истинной полноценной жизни человека. Проблема свободы человека являлась предметом философского анализа для множества мыслителей в различные эпохи:

Кто такой свободный человек? Быть свободным. Философия жизни

Она получила развитие в философских таких проблемах, как свобода воли и человека ответственности, возможностей быть свободным, осмыслением как свободы силы, регулирующей общественные отношения. Ни философская одна проблема, наверное, не обладала столь социальным большим и политическим звучанием в истории общества, проблема как свободы. Все в мире подчинено действующим, силам непреложно, неотвратимо. Эти силы себе подчиняют и деятельность человека.

Если эта осмыслена не необходимость, не осознана человеком - он ее раб, если же познана она, то человек обретает"способность принимать знанием со решение дела". В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия человека всегда играла особую роль, многовековым с ее связанную опытом критически-рефлексивного размышления глубинными над ценностями и жизненными ориентациями.

Панфилова Е.М. ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА // VIII духе времени видели и принцип соотношения государства и человека. Точно также страх — это головокружение свободы, которое возникает.

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ.

Другими словами, правила, ежегодно ограничивающие свободу миллионов пассажиров, введены по причине террористической атаки, которая не была осуществлена. Тем не менее пассажиры без особых протестов принимают эти ограничения своей свободы.

Экзистенциализм: свобода и ответственность

Жизнь без страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!