Хайдеггер и Ясперс о подлинном и неподлинном бытии

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти. Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Страх смерти.

Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами.

Карл Ясперс. Духовная ситуация времени .. Под влиянием таких мыслей возникает страх оказаться несовременным. Все внимание.

Таким образом, модификация психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Человек - архетипическое существо. Выработка социального характера 5. Проблема гармонии личности и мира. Философия экзистенциализма Среди современных западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма.

Подробнее о философии экзистенциализма см. Ясперс - - немецкий философ и психолог, один из основателей экзистенциализма. Побудительные первоистоки всякого философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. Удивление рождает вопрос о познании. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое - когда оно становится средством осознания им своей самости.

Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности. Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия.

Экзистенциализм В качестве предшественников экзистенциализма историки называют датского мыслителя в. Кьеркегора, русских философов Н. Круг предшественников экзистенциализма может быть расширен, поскольку центральная проблема экзистенциализма — мир человеческой личности, мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской культуре.

Манифестом экзистенциализма стали книги и статьи К. Хайдеггера, написанные ещё в 20—е годы, но ставшие общественным явлением в первые десятилетия после победы над фашизмом.

В случае бреда Ясперс считает самоубийство непонятным, а при . классифицировать самоубийства по их мотивам (страх наказания, чувство вины и.

У Дильтея основанием герменевтики становится психология: В различных вариантах историцизма ставится задача постижения индивидуального как тотальности. Феноменологическая психология и психиатрия ставили перед собою ту же цель, но решали ее иными средствами. В начале века появляются работы Е. Ясперса, до сих пор являющаяся образцом применения дескриптивной феноменологии к симптомам и синдромам психических заболеваний.

Труды Ясперса по психиатрии были написаны им до того, как он разработал собственное философское учение, но в них уже ощутим интерес к философии. В своей автобиографии он вспоминал, что занялся медициной и психопатологией из философских мотивов, полагая, что сделать своей профессией философию означало бы слишком много на себя брать.

С по гг. Стриндберга, Ван Гога, Гельдерлина, Ницше. Если первоначальный вариант книги содержал около страниц текста, то вышедшее в г. В особенности это относится к последнему разделу, где речь идет об отношении психопатологии к психиатрии и философии. Как и большинство клиник начала века, университетская клиника в Гейдельберге жила идеями Эмиля Крепелина, который последовательно обосновывал практику психиатрии с помощью естественнонаучных методов. Немецкие психиатры повторяли вслед за Гризингером: Ясперс вспоминал, что его книга была воспринята как нечто совершенно новое лишь потому, что психиатры того времени вообще забыли о том, что человек также является , представ ляет собой личность, а не совокупность органов и механизмов.

Сёрен Кьеркегор о личности.

Понятие философской веры Если мы спросим, из чего нам исходить и к чему идти в нашей жизни, то ответ будет: Один теолог недавно сказал: Если бы дело действительно обстояло так, то философии бы не было, а была бы только, с одной стороны, история философии как история неверия, т. Философию тогда лишили бы ее сердца, как это и произошло с ней в атмосфере теологии.

Даже в тех случаях, когда в подобной атмосфере возникали произведения с изощренным ходом мыслей, они черпали свою настроенность из чуждого, нефилософского источника церковной религии и в качестве философии, по существу, не принимались всерьез даже в их лишь частично признанной, иллюзорной самостоятельности. Другой ответ на вопрос, из чего нам исходить в нашей жизни, гласит:

Ясперс определяет философию как особый способ . Стоицизм подчиняет страх разуму, который дарует равнодушие по отношению к.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества. Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений. Выходят в свет не только научные исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Прежде всего, вопрос о том, является ли тревога эмоцией, предполагает определение самого понятия эмоция. Я хотел бы остановиться на рассмотрении этого вопроса в книге Симонова"Эмоциональный мозг", где приводится следующее определение эмоции: Мирошникова, посвященного психическому стрессу: Это восприятие, представляющее собой в первый момент бессознательную, интуитивную оценку, вызывает тенденцию к действию, переживаемую субъектом в зависимости от силы стрессора, в виде простого желания или интенсивной потребности сделать что-то для избежания или устранения стрессора.

Такой двигательный импульс с его психологическими и физиологическими коррелятами и есть эмоция".

По А. В. Снежневскому, страх отличается от тревоги степенью выраженности аффектов [9]. Согласно К. Ясперсу, существует две формы страха: 1).

Проблема подлинности и неподлинности существования в экзистенциализме. Экзистенциализм — одно из влиятельных направлений западной философии ХХ века, для которого характерна антропологическая ориентация. Первые упоминания о философии экзистенциализма философии существования появляются в конце х годов ХХ века. Эта философия поставила в центре своих изысканий проблему смысла жизни выбора и решения, вины и ответственности, отношения человека к своему призванию и к смерти.

Интерес ко всем остальным проблемам наука, религия, культура, философия истории и т. Философия существования сосредоточилась на человеке в условиях заброшенности человека в этот иррациональный мир. Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс

Экзистенциализм

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики.

Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

Карл Ясперс (— гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (—), Альбер Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы.

Ясперс Карл - - немецкий философ, один из основателей экзистенциализма"философия существования". Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С по год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В году защитил докторскую диссертацию"Общая психопатология" у Виндельбанда.

Вышедшая в свет в году работа Ясперса"Психология мировоззрений" может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете. В - годах отстранён от преподавательской деятельности, в году запрещена публикация его работ. С по год - профессор философии Базельского университета. Его философию можно было бы с полным основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей.

Более того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философией задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. Но поздние произведения Ясперса с большой натяжкой могут быть отнесены к экзистенциализму, поскольку в этих произведениях Ясперс выражает уверенность в построении общества, основанного на гуманистических принципах, то есть общества, где будут преодолены человеческое одиночество и непонимание, а такой оптимизм противоречит экзистенциалистскому мироощущению.

Дело в том, что поздние произведения Ясперса были написаны в результате осмысления философом тех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в х годах в Германии. Поведение Ясперса в эти годы делает честь всей немецкой философии.

ХРИСТИАНСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. ФИЛОСОФИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА

Большинство представителей экзистенциализма не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы и полагают, что человек и не должен убегать от осознания своей смертности. Анализируя страх смерти, Хайдеггер выделяет два вида страха, которые испытывает человек. Житейский страх, то есть боязнь потерять жизнь или некоторые жизненные блага и страх онтологический, то есть страх —бессмысленного существования.

Пограничная ситуация (нем. Grenzsituation) — ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Карлом Ясперсом в работе «Разум и экзистенция», В то же время, при чрезмерном перенапряжении, появлении страха.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. В комментариях к книге С.

А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Концепция страха Кьеркегора — концепция этико-теологическая. Глубинный страх здесь — изначальная характеристика 27 человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора как подлинному выражению свободы человека.

Существенное значение для последующей психологической разработки этой проблемы имело подчеркивание Кьеркегором субъективности страха. Он дает очень поэтичное описание переживания страха: Тот, чей взгляд случайно упадет в зияющую бездну, почувствует головокружение. В чем же причина этого?

Тема: Карл Ясперс (доклад)

Вносят свой вклад в отрицательное отношение к страху и средства массовой информации, и литература, и киноискусство, где предпочтение отдается описанию подвигов героев. Однако, говоря о киноискусстве, следует упомянуть и такой жанр, как фильмы ужасов. Вот только зрители смотрят подобные фильмы ради получения удовольствия, следовательно, изучение страха в этом случае как бы неактуально.

КОММУНИКАЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ: К. ЯСПЕРС И М. трагического опыта тоталитаризма и исполнена страха перед народом и.

По Кьеркегору личность — отношение Я к самой себе. В этом отношении появляются субъективно-эмоциональные переживания. По Кьеркегору понятийно познать личность нельзя. Согласно Гегелю человек, индивид, личность — вещь, которая познается посредством категорий. По Кьеркегору человек, индивид не объективируем, то есть не превращается и не может превращаться в вещь, а следовательно понятийно познать личность нельзя.

Индивид сам себя понятийно познать не может, он познает себя эмоционально, ценностно, посредством переживаний, интуиции, догадки. В нормальных условиях человек эмоционально, ценностно познать свое подлинное Я не может. По Герцу мы не должны попадать в трудные ситуации, не должны испытывать трудности. Сёрен Кьеркегор отказался жениться на любимой девушке.

02 Дереализация, иллюзии, ложные узнавания

Жизнь без страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!